Moscow Business Times ForMan     Elite Hotels Reviews     Новости
Исследования     Каталог     Реклама     Конференции
Realty.exess.ru ("Недвижимость")
ОБЛОЖКА
СОБЫТИЯ
РЫНКИ
ФИНАНСЫ И ЭКОНОМИКА
КОМПАНИИ
БАНКИ
ЛИЦА
LIFE-STYLE
ПОИСК ПО САЙТУ
Ландшафтный дизайн

Эксклюзивный материал, специально для ИА "Moscow Business Times"

Чижова Светлана Леонидовна
кандидат биологических наук
Генеральный директор компании "Ландшафтное Искусство"
www.landy-art.ru
+7 (495) 517-76-60

Сегодня иметь достойный сад стало уже таким же атрибутом принадлежности к определенным кругам, как и сам загородный дом, хороший автомобиль, дорогие часы…

Уже лет десять назад наши соотечественники в массовом порядке стали отказываться от выращивания на своих участках картошки и создавать сады. Импульсом для этого послужило вступление в силу закона о собственности на землю. Тогда, в девяностых годах, тема ландшафтного дизайна была для всех новой, информации не хватало, специалистов тоже. За прошедшие годы многое изменилось, накопились знания и опыт, появились специалисты и профессиональные объединения, постепенно меняется и сознание людей. Не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других регионах развивается ландшафтная отрасль. Например, сильные компании есть в Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Новосибирске. Выбор материалов для ландшафтного дизайна сейчас огромен. К нашим услугам любые природные камни, растения, системы полива, садовые светильники, скамейки, беседки, фонтаны и многое другое. Все это представлено в диапазоне от эконом-класса до эксклюзивных вещей.

Ландшафтный бизнес сегодня можно разделить на два больших направления: городское озеленение и создание садов на загородных участках.

Город

Для многих ландшафтных фирм городские заказы – желанный лакомый кусок. Здесь, действительно, огромные средства выделяются из городского и федерального бюджета. В городе сейчас ведется озеленение и благоустройство новых районов, новостроек, реставрация исторических парков, таких как Царицыно, Воронцово, Останкино, Кусково. Ни для кого не секрет, что здесь не обходится без просто неприличных по размеру откатов. Городские тендеры выигрывают крупные компании, возникшие в начале-сердине девяностых, имевшие еще тогда солидную поддержку в высших эшелонах власти. Новому участнику практически невозможно появиться здесь. Ему могут перепасть лишь небольшие и невыгодные куски из тех, которыми попросту не заинтересовались крупные компании.

Вспомните, какое количество цветников с однолетними растениями появилось в последние годы в Москве. На Западе такие цветы практически не используют, потому что это очень дорого. Во-первых, сами растения, грунт, удобрения, работа, во-вторых, система полива, в-третьих, прополки... На мой взгляд, гораздо лучше было бы создавать вместо этого композиции из многолетних растений, цветущих и пестролистных кустарников. Тем более, что выглядят ухоженными московские цветники только в некоторых местах (Кутузовский проспект и Рублевское шоссе).

Очень надеюсь, что ситуация со временем будет меняться в лучшую сторону и за благоустройство и озеленение в Москве, а также в других российских городах нам не будет стыдно. А пока для кого-то выгоднее каждый год переделывать одни и те же дорожки, перестилать газоны, пересаживать деревья и цветы…

Загородные участки.

Ситуация с озеленением загородных частных участков на сегодня проще и интереснее. Здесь всегда есть конкретный человек, заказчик, для которого создается сад. Людей, создающих свои сады можно разделить на три категории:

1.VIP-персоны. Это люди, которые способны потратить на сад столько денег, сколько потребуется. Для них важно получить качественную услугу: эксклюзивный проект, хорошо и быстро выполненные работы, уникальный сад, гарантию. Именно такие люди являются основными клиентами нашей фирмы. Работать с ними очень приятно, поскольку для дизайнера предоставляется свобода творчества, можно выбирать и использовать лучшие строительные и отделочные материалы, дорогой и качественный посадочный материал.

2.Средний класс. Это люди, недавно получившие возможность построить дом, создать сад. В последнее время они тоже стали появляться среди наших заказчиков. Это, обычно, топ-менеджеры из крупных компаний, довольно молодые люди. Они покупают землю подальше от Москвы, площадь участков не превышает 20-30 соток. Работать с ними бывает приятно, поскольку они аккуратны в расчетах и очень ответственно относятся к созданию своего сада.

3. Дачники. Основная масса населения нашей страны не имеет финансовых возможностей пользоваться услугами ландшафтных фирм. Иногда они обращаются к профессионалам для создания проекта будущего сада, иногда записываются на курсы ландшафтного дизайна. Но чаще благоустраивают свои участки, пользуясь информацией из книг и специализированных изданий. Дачники являются клиентами рынков «Садовод» и садовых центров.

Посадочный материал

Пожалуй, стоит более подробно рассказать о ситуации с посадочным материалом. Растения живые, и поэтому для работы с ними надо обладать специальными знаниями и опытом. На нашем рынке сейчас есть отечественный и импортный посадочный материал. Самые качественные и эксклюзивные растения мы привозим из Германии. Польские растения дешевле, но и качество похуже. Вообще импортный посадочный материал представлен в широком ассортименте, а наш в более скудном. В советские времена у нас были крупные питомники, которые выращивали растения в основном для городского озеленение. Сейчас они разорены и пришли в упадок, но создаются новые частные питомники. Они еще очень молоды. Для своих объектов мы покупаем немецкие деревья-крупномеры, которые выращиваются и формируются в питомнике по 15-30 лет. Конечно, хотелось бы брать их в наших питомниках, но растения соответствующего качества мы сможем получить не раньше, чем через 15 лет. Пока российские производители посадочного материала могут предложить нам лишь кустарники и травянистые растения.

О создании своих питомников мы мечтали уже давно, но это дело требует больших вложений и нескорого возврата денег. И хотя выращивание посадочного материал выгодно (каждое растение ежегодно увеличивается в цене в 1,5-2 раза), именно долгий период становления питомника отпугивал инвесторов. Но в последние годы ситуация изменилась.

Дачники чаще всего покупают небольшие саженцы в садовых центрах. К сожалению, здесь их очень часто обманывают. Например, продают импортные растения, не зимующие в наших условиях. Это происходит из-за того, что часто поставщики растений не имеют даже элементарных знаний по этой теме. Еще один неприятный момент – продажа растений (преимущественно голландских), выращенных по интенсивным технологиям в теплицах. Такие растения не видели никогда не только зимы, но и даже открытого неба. Естественно, он обречены… Кроме этих проблем, есть еще одна. В последние несколько лет в Польше и Германии россияне выкупили столько растений, что их уже не хватает. И поставщики двинулись на юг. Сейчас в продаже появилось много растений из Италии. Даже неспециалисту понятно, насколько отличается наш климат от итальянского, и насколько трудно тем растениям адаптироваться у нас. Поэтому продавцы выдают итальянские растения за немецкие. Специалист сразу увидит подлог, но другие люди становятся жертвами обмана…

Выбор участка

К сожалению, пока у нас при выборе участка покупатель крайне редко обращается к специалистам по ландшафту, в то время как на Западе такая практика – обычное дело. При выборе участка надо учитывать не только фактор цены и удаленности от Москвы, но и перспективы создания здесь сада. А для этого важно знать свойства почвы, положение грунтовых вод, рельеф и многое другое. Большинство из таких моментов можно и не учитывать, поскольку их негативное влияние преодолимо. Можно улучшить почвы, сделать дренаж, подобрать растения для этих условий.

Однако, есть один тип участков, к выбору которых надо относиться очень внимательно. Это лесные участки. Их стоимость всегда выше, чем на поле. Но если разобраться, то покупателей таких участков подстерегают множество трудностей в будущем, о чем они даже не подозревают.

Лес – сложное природное сообщество, которое формировалось на этой территории сотни лет. Он очень чутко относится к изменению каких-либо внешних факторов. При строительстве дома невозможно не повредить лесу. Во-первых, вырубаются деревья на пятне застройки. Во-вторых, прокладываются коммуникации. В-третьих, строятся заборы. В-четвертых, уничтожается подлесок и лесная подстилка. Все это ведет к ослаблению деревьев, они становятся уязвимы, повреждаются вредителями. Хозяин участка начинает бить тревогу, приглашает специалистов по лечению деревьев. Но обычно бывает слишком поздно, и удается лишь немного отсрочить гибель дерева.

В элитных подмосковных поселках, изначально расположенных в лесу, через 10 лет осталось лишь несколько чахлых деревьев. Загублен лес, разочарованы жители поселка… Кому от этого хорошо? Только тем, кто продавал здесь землю…

Сохранить лес удается очень редко и лишь в тех случаях, когда общая площадь участка более гектара, и пятно застройки невелико. Необходимо, чтобы за деревьями постоянно наблюдали арбористы и фитопатологии. При проектировании благоустройства и озеленения лесных участков не развернешься: газон делать нельзя, геопластику нельзя, использовать бетон нельзя…

Если посчитать, во сколько обходится покупка лесного участка плюс немалые расходы на лечение деревьев, которое в итоге оказывается лишь продлением их агонии, то получается, что лучше купить участок в поле и создать на нем лес. В этом случае можно посадить молодые здоровые растения по своему вкусу. Сейчас мы можем предложить деревья высотой 5-14 метров. И для дизайна здесь полная свобода. Можно сделать водоемы, холмы, газоны, подпорные стенки, цветники и многое другое.

Сколько стоит создать сад?

Первый этап создания сада – это проектирование. Ландшафтный проект обходится заказчику примерно в 2 500-3 000 рублей за сотку. Меньшая стоимость возможна только при нарушении технологий.

В 2007 году средняя стоимость озеленения и благоустройства частного участка «под ключ» обходилась в среднем от 300 000 рублей за сотку. Сюда входит работа, материалы, транспорт и гарантия. Если раньше ландшафтные фирмы давали гарантию на свои работы и посадку растений один год, то сегодня этот гарантийный период увеличился до 2-3 лет. До 50% от всей сметы может составлять посадка растений. Наши заказчики не хотят ждать, пока подрастут маленькие саженцы и заказывают уже большие растения. Возможность реализовать это желание у нас есть, есть и соответствующий опыт.

Сотрудничество со строителями

Ландшафтный дизайн – завершающая стадия строительства. Мы приходим на объект последними и создаем на нем красоту. Бывает, что строительные организации сами пытаются выполнять работы по благоустройству и озеленению. Обычно это бывает в городе, поскольку там отношение к таким работам несерьезное. Для подписания бумаг по сдаче дома необходимо, чтобы был посеян газон и посажены кусты. Все это обычно погибает после подписания этих самых документов.

Другая ситуация за городом. Там дома строят для людей, а не для чиновников. Поэтому к благоустройству территории, испорченной строителями, относятся более ответственно. Для этого строительные компании приглашают ландшафтную фирму или держат в своем штате соответствующих специалистов. В последнее время стало популярным продавать участки с домом и благоустроенным участком. В этом случае стоимость всего объекта увеличивается на 20-30%, то есть средства, вложенные в ландшафтный дизайн, приносят хорошую прибыль.

Перспективы развития.

Ландшафтная отрасль в нашей стране еще не сформировалась окончательно. У нас существует много проблем. Незрелость рынка позволяет до сих пор попадать в наши ряды случайным людям, которых привлекает иллюзия легкого получения больших денег. Растущая конкуренция должна в скором будущем решить этот вопрос.

Видимо, в дальнейшем будет происходить разделение дизайнеров и исполнителей, как это есть сейчас в архитектуре и строительстве. Имена известных дизайнеров станут брендами. Возрастет роль профессиональных объединений. Должна увеличиться доля услуг по обслуживанию уже созданных садов. Сады все чаще станут создаваться на значительном удалении от больших городов. Уже сейчас такая тенденция прослеживается. Богатые люди покупают участки по нескольку гектаров в 100-150 км от Москвы для создания там родового имения.






Работа.ру. Хватит на всех
Версия для печати
Дата публикации: 2008-02-04
Автор: Чижова Светлана Леонидовна
Похожие по теме публикации:
Посмотреть документы >Info (1)
Посмотреть документы >События (1)
Посмотреть документы >Рынки (1)
Посмотреть документы >Финансы и экономика (1)
Посмотреть документы >Компании (1)
Посмотреть документы >Банки (1)
Посмотреть документы >Лица (1)
Посмотреть документы >Life-style (1)



© 2004-2024 г. , ООО «Контакт», Интернет-журнал ИА «Moscow Business Times»
Все права защищены.

Реклама на сайте    Обратная связь    Об использовании информации
О проекте
Интернет-конференция