Moscow Business Times.ru : Конференция «Малый бизнес - проблемы и их методы решения»

В этот раз на вопросы читателей отвечает Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Краткая биография собеседника:

Миронов Сергей Михайлович.

Сергей Михайлович Миронов родился 14 февраля 1953 года в г.Пушкине недалеко от г.Ленинграда.

Имеет высшие техническое, экономическое, юридическое, философское образования, а также высшее образование в сфере государственного и муниципального управления: в 1980 году окончил Ленинградский горный институт имени Г.В. Плеханова; в 1992 году - Санкт-Петербургский технический университет; в 1997 году - с отличием Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации; в 1998 году - с отличием юридический факультет, в 2004 году - философский факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Соискатель ученой степени кандидата юридических наук.

С февраля 2003 года является Председателем Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, с апреля 2003 года - председателем Российской партии ЖИЗНИ. Председатель Совета Федерации.

Женат, имеет сына и дочь.


Полный текст конференции

Автор: Ягодин Д.Ю., главный редактор

Уважаемые господа, Сегодня 22 мая 9:00 по Москве. Гостем издания "Moscow Business Times" на этот раз стал Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Российской партии ЖИЗНИ МИРОНОВ Сергей Михайлович, а тема текущей конференции - "Малый бизнес - проблемы и их методы решения". Мы благодарим Сергея Михайловича за его согласие участвовать в обсуждении столь важных, как для бизнеса, так и для государства, вопросов. Прием вопросов завершается 23 мая в 14:00 по Москве.

Автор: Сергей М., г. Москва

Уважаемый Сергей Михайлович, Скажите, пожалуйста, почему наша власть, в том числе ее основные институты, не принимают никаких действий в отношении открытых проблем налогового администрирования, а кормят нас, предпринимателей, постоянными обещаниями?

Автор: Миронов С.М.

Представители регионов в Совете Федерации очень внимательно относятся к вопросам налоговой политики. Потому что от этого зависит наполнение бюджетов регионов, развитие их экономики, возможность решать социальные проблемы. И все эти темы мы тщательно прорабатываем с Правительством. В том числе и те предложения по решению проблем налогового администрирования, которые высказываются предпринимателями. Если посмотреть динамику за последние 5 лет, она все-таки положительная. Наверное, хотелось бы что-то делать быстрее, но качество решений очень важно. Нужно выверять и соблюдать баланс между интересами предпринимателей и потребностями государства, социальной сферы. В прессе широко цитировался приведенный мною пример по изменениям Налогового кодекса – он за 6 лет сменил 82 редакции. Вот от такой поспешности, такой нестабильности законодательства, постоянной перекройки его под конкретные сиюминутные задачи надо уходить.

Автор: Олег Иванович, г. Санкт-Петербург

Сергей Михайлович, почему Федеральное собрание не хочет перенять опыт наших западных, а также американских коллег - в плане создания мощной государственной системы по обеспечению малого бизнеса?

Автор: Миронов С.М.

Я считаю, что малый бизнес надо не поддерживать, а создавать нормальные условия для его развития. Сегодня государство одной рукой дает какие-то небольшие деньги по статье поддержки, а другой буквально душит малые предприятия – налогами, волокитой, коррупцией. У нас работает Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации. В него входят непосредственно представители малого бизнеса. И с их участием, в соответствии с их потребностями и опытом подготовлен проект изменений в законодательство о малом предпринимательстве. И с учетом ситуации в России, и зарубежного опыта. Сейчас мы с этим проектом работаем и думаю, что реализация в законодательстве предложений, исходящих от самих предпринимателей станет весомым вкладом Федерального Собрания в развитие малого бизнеса.

Автор: Дмитрий, Москва

Сергей Михайлович, от имени союза промышленников и предпринимателей г. Москвы, благодарим Вас за то, что Вы согласились ответить на вопросы бизнес-сообщества. У меня просьба, которая, возможно Вам покажется некорректной в рамках текущей конференции, но попрошу высказать свое мнение, - Ваше понимание основных проблем государственного долга и бюджетного дефицита. От себя лично и моих коллег хочу еще раз поблагодарить Вас за проявленный интерес к нашим проблемам.

Автор: Миронов С.М.

Пожалуй, острота этого вопроса за последние годы заметно уменьшилась. Сегодня мне представляется более актуальным искать пути эффективного использования бюджетного профицита и государственных резервов. Но в принципиальном плане мы знаем по опыту развитых зарубежных стран, что дефицитное финансирование и заимствования могут быть мощным инструментом экономического роста при условии, что они используются в рамках внятной и комплексной политики роста, а финансовые ресурсы, полученные этим путем, за счет, так сказать, будущих поколений, направляются на реализацию высокоэффективных и перспективных проектов.

Автор: Сычев Д.О., Москва

С.М., скажите - почему наши власти вносят какой-то непонятный дуализм в сферу налогового администрирования?

Автор: Миронов С.М.

В сфере налоговой политики есть несколько принципиальных задач, без решения которых нет смысла обсуждать технические детали. Первая из них – это снижение общей налоговой нагрузки на бизнес, поскольку сейчас Россия явно не выигрышно выглядит в международной конкуренции налоговых условий. К примеру, у нас и в США примерно одинаковая доля налогов в ВВП, около 30%. Но в США эта величина почти поровну распределяется между бизнесом и населением, а у нас на население приходится 3% ВВП налоговой нагрузки, а остальное платят предприятия – вдвое больше, чем в Америке или, скажем, в Китае. Второй задачей, прямо вытекающей из первой, я назвал бы приведение налоговой нагрузки на население в соответствие с платежеспособностью конкретных граждан. Пропорциональная шкала подоходного налога, а также косвенные налоги, при определенных их удобствах, и несправедливы, и не дают прочной основы для решения первой задачи, для снижения нагрузки на бизнес без потери доходов бюджета, без утраты государством способности решать общенациональные и социальные задачи. А меры налогового контроля и администрирования должны играть все-таки подчиненную, вспомогательную роль в налоговой политике, главная задача которой – обеспечить условия для развития, для роста. И то, что они в последнее время вышли на первый план, стали серьезной помехой бизнесу – это результат неверного акцента в налоговой политике, когда фискальные интересы, получение сиюминутных доходов, ставятся выше, чем реализация потенциала развития экономики страны.

Автор: Ольга Алексеевна, Москва

Уважаемый Сергей Михайлович, расскажите, пожалуйста, о программе защиты малого предпринимательства, предлагаемой партией "ЖИЗНИ".

Автор: Миронов С.М.

Развитие малого бизнеса я считаю одним из главных резервов подъема и модернизации экономики страны. Этой темой я вплотную занимаюсь в течение многих лет, написал книгу об этом, создал специализированный Совет при Председателе Совета Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства. И, конечно, в программе Партии Жизни этот вопрос занимает почетное место. Говоря кратко, мы предлагаем меры и финансовые – через налоговый режим, через Бюджет развития, - и организационные. Поддержка – термин мало обязывающий, не выводящий на конечный результат. Нужны программы развития малого бизнеса – и на федеральном уровне, и на уровне регионов, с четкими задачами и количественными критериями оценки деятельности власти. Нужна ответственность чиновников с одной стороны, за их выполнение, с другой стороны, за действия или бездействие, препятствующие осуществлению предпринимательской деятельности. И хочу еще добавить, что Партия Жизни выделяет как особо приоритетную для развития сферу малого бизнеса производственные предприятия, прежде всего инновационные. Им должно в первоочередном порядке оказываться содействие государства, потому что наша экономика нуждается в модернизации, а потенциал малого бизнеса здесь огромен.

Автор: Роман А., Тула

Г-н Миронов, меня беспокоит следующая проблема - почему Вы, я говорю о представителях государственной власти - в целом, говорите только о недобросовестных и "злостных" неплательщиках, а вот какой-либо акции по раскрытию мафиозной структуры заказов, в том числе политических и поступающих со стороны конкурентов, в налоговых инспекциях не было? Таким образом, имея некоторые связи в этой структуре, можно спешным образом "закрыть" рот своим конкурентом, организовав миллионы встречных проверок, тем более, что, исходя из текущего законодательства, их проводить можно бесконечно, взяв копии необходимых конкурентов, что собственно - "не есть проверка". Вроде бы обеспечение общих прав и обязанностей - это одна из первоочередных задач нашего государства? Или я ошибаюсь?

Автор: Миронов С.М.

Конечно, то, о чем Вы говорите – это печальная реальность сегодня. Но чтоб действительно решить эту проблему, надо не только выявлять «тайные происки» – хотя такая работа тоже нужна, - а в первую очередь делать более прозрачными все налоговые процедуры. Создавать реальные механизмы правовой защиты предпринимателей от необоснованных налоговых претензий. Союзы, ассоциации предпринимателей здесь могут сыграть важную роль. Защита общих интересов – это их прямое дело. В том числе и к подготовке предложений по внесению изменений в законодательство мы постоянно привлекаем объединения предпринимателей, потому что считаем принципиально необходимым организовать диалог сторон по таким важным вопросам государственной политики.

Автор: Алексей Игнатьев, г. Москва

Сергей Михайлович, скажите пожалуйста, вот Вы - как человек, имевший непосредственное отношение к делу обеспечения жизнедеятельности СНГ, видите ли на данный момент необходимость его функционирования и какую пользу, собственно говоря, от этого получает обычный гражданин России и бизнес? И вообще, как известно, сейчас у Казахстана - самая динамично развивающаяся экономика в СНГ, за счет чего достигаются такие успехи, явно - не благодаря интеграционным процессам?

Автор: Миронов С.М.

СНГ сегодня – это организация, потенциал которой используется лишь на несколько процентов от возможного. Россия остается крупнейшим экономическим партнером и основным рынком для многих видов продукции стран Содружества. Экономические и социальные проблемы этих государств во многом решаются за счет миграции трудовых ресурсов в нашу страну, за счет льготных цен на энергоносители. И сегодня, и в дальнейшем потребности национальных экономик объективно будут подталкивать политиков к сближению и развитию общего рынка, к совместному решению проблем безопасности. А что касается экономической динамики, она развивается в странах СНГ по очень похожим сценариям. Это лишний раз подтверждает, что даже после 15 лет самостоятельного развития в хозяйстве стран СНГ больше общего, чем различий. А если время от времени какая-то страна выходит немного вперед по темпам роста – будь то Казахстан, Украина или Россия – разница не драматическая и не надо преувеличивать ее значение. Развитие нашей экономики выглядит весьма достойно – не только по количественным параметрам, но и по качеству роста.

Автор: Александра

Уважаемый Сергей Михайлович, скажите, пожалуйста, почему власти, работающие над законом "О недрах", - не используют опыт западных коллег? Почему мы так и работаем с понятием земельной парцеллы? Вы считаете, что это будет удобно для инвесторов-иностранцев, а также российских предпринимателей?

Автор: Миронов С.М.

Уважаемая Александра, я сам геолог по первой профессии, в Совете Федерации работают и другие профессионалы в этой области и уверяю Вас, что к вопросу о совершенствовании законодательства о недрах Совет Федерации относится самым серьезным образом. Мы привлекаем лучших специалистов и используем все лучшее, что есть в мировом опыте. Учитывая цену вопроса для страны, при внесении изменений в эти нормы нужна самая тщательная проработка юридических механизмов, постоянная сверка позиций заинтересованных сторон – представителей федеральных властей, регионов, предпринимателей. И конечно, создание благоприятных условий для инвесторов, в том числе иностранных, это один из приоритетов всей работы.

Автор: Роман Андреевич, г. Минск, Белоруссия

Сергей Михайлович, почему Федеральное Собрание даже на рассматривает идею борьбы с провокациями со стороны коллег по СНГ - путем экономических санкций, а также увеличением цен на энергоносители? Вы считаете это неэффективным?

Автор: Миронов С.М.

Введение экономических санкций – это мера, которая ударит, в первую очередь, по населению, по простым людям, причем поможет тем же политикам, о которых вы упоминаете, формировать негативный образ России. Отвечать так на простые провокации, пусть психологически неприятные – это чересчур. Если возникнет серьезная угроза безопасности или интересам нашей страны, ее граждан – вот тогда правомерны будут решительные ответные меры с нашей стороны, в том числе и экономические.

Автор: Павел М., г. Санкт-Петербург

Сергей Михайлович, знакомы ли Вы с планами г-на Грефа и Кудрина о создании зон льготного налогообложения и субсидирования "высокотехнологичного бизнеса"? Некоторые проекты уже создаются в ближайшем Подмосковье, а "спецов" набирают с соседних регионов и научгородков по Всей России, обеспечивая им безбедное существование? Местный уровень зарплаты для них будет составлять 350-500 USD. Не выгодно ли им будет на электричке ездить до Москвы, затратив в общей сложности 2 часа - в одну сторону, где зарплата для профессионалов такого уровня начинается с отметки 1 тыс. USD? Как решить эту проблему?

Автор: Миронов С.М.

Создание условий для развития высокотехнологичного бизнеса, в том числе технопарков, и введение особых экономических режимов для инновационной деятельности - это механизм, доказавший свою эффективность во многих странах мира. Он давно востребован и в России, но лишь сейчас, во многом благодаря последовательной и решительной позиции Президента, а также Федерального Собрания, мы подошли к осуществлению этих мер. Что касается конкретного вопроса о разнице в заработной плате между Москвой и ближним Подмосковьем – наверное, инициаторы каждого бизнес-проекта будут находить свои решения. Естественно, что условия работы для специалистов высочайшей квалификации должны быть конкурентоспособными. Собственно, цель государственной поддержки инновационного бизнеса в том и заключается, чтобы помочь ему конкурировать с другими секторами экономики за ресурсы. В том числе и за специалистов, предлагая им достойные условия труда.

Автор: Дмитрий Востряк, г. Москва

Сергей Михайлович, как Вы считаете - что сейчас важнее для России - ставить заведомо провальные и, это понятно даже каждому старшекласснику, далекие от необходимости и народа задачи увеличения ВВП [без оговорки увеличения доли ПП]; или же проводить правильную фискальную реформу, обеспечивающую реальную перспективу для развития малого и среднего бизнеса, т.е. созданию дополнительных рабочих мест? Понятно, что сейчас НДФЛ - нам "не поднять", в прямом смысле. Так почему это не видит Правительство? Оно считает своей задачей только перевыполнение плана по налоговым сборам - путем встречных и несправедливых налоговых проверок и необоснованных претензий? Или выполняет чьи-то отдельные заказы?

Автор: Миронов С.М.

Уважаемый Дмитрий, задачу увеличения ВВП я не считаю ни провальной, ни далекой от народа. Наоборот, я убежден, что это выраженная в концентрированной форме суть и необходимая цель политики государства – в том числе и направленная на решение социальных проблем, на повышение уровня жизни людей. Налоговая реформа должна стать составной частью решения этой более общей задачи. Но в чем я с Вами согласен, так это в том, что сегодня налоговая политика очень далека от этого, направлена на решение фискальных задач в ущерб росту и развитию. Это надо менять.

Автор: Екатерина, Киев

Сергей Михайлович, я уважаю Вас как высокообразованного и интеллигентного человека, а также бывшего ВДВ-шника. Но, Сергей Михайлович, почему наше Федеральное Собрание так далеко от реальных проблем, близких к народу? Почему все решения, в основном принимаемые Правительством, оказывают реальную поддержку только монополистам-нефтегазовикам, а малому бизнесу сулят дополнительные проблемы?

Автор: Миронов С.М.

У нас в течение долгого времени сохраняется практика кризисного управления страной "в ручном режиме", когда исполнительная власть под каждое новое решение формирует новую законодательную базу. В результате мы имеем ряд поспешных, неподготовленных действий, вроде монетизации льгот или нового Налогового кодекса, который за шесть лет своего существования, благодаря вносимым поправкам, сменил уже 82 разные редакции. Это совершенно ненормальное положение, когда закон легко меняется в соответствии с сиюминутными интересами отдельных ведомств. Ситуация с неудовлетворительным выполнением закона о монетизации льгот показала, что это ведет к потерям для страны, для населения, к возникновению кризисных ситуаций. Совет Федерации провел анализ состояния российского законодательства и выработал конкретные предложения по изменению технологии законодательной работы. Думаю, что в этой сфере будут происходить большие изменения. Роль законодателя заключается в определении и нормативном закреплении долгосрочных целей государства. И только затем, на основе этих целей, исполнительная власть должна вырабатывать свои оперативные решения. К такой схеме мы будем переходить.

Ягодин Д.Ю., главный редактор

Уважаемые господа, прием вопросов завершен. Благодарим Сергея Михайловича за то, что он принял участие в нашей конференции, желаем ему новых успехов и достижений на политической арене, а также всего самого наилучшего. Спасибо.

Прием вопросов завершен





Дата публикации: 21.05.2005
© Copyright Moscow Business Times.ru: http://www.exess.ru