Moscow Business Times.ru : Ягодин Юрий Александрович: «Коммерческая недвижимость и объекты социальной инфраструктуры вместо промзон в черте города Москвы» (мнение эксперта)

Строительный бум, происходящий в последние годы в России является одним из катализаторов роста всей экономики страны.

Строительство, как приоритетнейшее направление развития экономики города Москвы, стало локомотивом двигающим вперед, в дальнейшее развитие как общепромышленное производство, так и сферы: услуг, торговли, рынки недвижимости и труда, образование. Строительная деятельность восстановила статус градообразующей отрасли экономики качественно улучшая жизнь москвичей, увеличивая доходность городского бюджета и формируя имидж столицы, как динамично и всестороннее развивающегося мегаполиса общемирового уровня.

За истекшие пять лет Первопрестольная побила все самые прагматичные прогнозы по объемам строительства новых объектов коммерческой недвижимости и фактически вышла в лидеры среди европейских столиц. При этом значительно возросли архитектурно-художественные и качественные характеристики объектов в плане соответствия международным стандартам и требованиям.

Известный дефицит земельных участков под застройку продолжает являться одним из сдерживающих факторов, как по наращиванию объемов строительства, так и по показателям стоимости квадратного метра строительства. Определенные земельные площади высвобождаются и осваиваются в процессе перепрофилирования бывших производственных территорий города, вывода из городской черты промышленных предприятий по соответствующей программе Правительства Москвы. Программа вывода промпредприятий на окраины города была проработана Департаментом науки и промышленной политики города еще на 2004-2006 годы. Инвентаризировано 77 промышленных зон города с формированием перечня заводов и предприятий на территории около 20 тысяч гектар.

При этом новое строительство и комплексная реконструкция с изменением концепции, так называемый редевелопмент, на месте московских промышленных зон процесс не простой и многозатратный. Большое количество интересных проектов уже реализовано, ряд инвестиционных проектов находится в стадии проектирования и строительства. Однако предопределено, что достаточно значительные средства должны быть вложены инвесторами в оценку ситуации и проработку бизнес-планов, предпроектные проработки, проектирование и собственно новое строительство, в развитие инженерной, транспортной и энергетической составляющей инфраструктуры, а так же снос существующих зданий и сооружений, вынос из пятна застройки инженерных коммуникаций, возможную рекультивацию грунта и решение множества других сопутствующих вопросов и проблем. Кроме того, процесс сопряжен и с рядом других, так называемых «организационных» трудностей и рисков. Очевидно, что без предметной и реальной помощи городских властей реализация таковых инвестиционных проектов вряд ли может быть успешна. А обоюдный интерес инвесторов и власти, во благо москвичей, в подобных проектах очевиден. Девелоперы ограничены в наличии земельных площадей, а городу нужна хорошая экология, бизнес-деловые зоны, другая коммерческая недвижимость с высокой рентабельностью и как следствие – хорошая доходность городского бюджета.

В законодательном плане, возможность выкупа земель под промпредприятиями на условиях длительной рассрочки или отложенных платежей по реальной стоимости, с учетом положительных и отрицательных факторов при оценке, позволит инвесторам иметь реальный дополнительный источник финансирования реализации проектов. Особенное воздействие подобное решение вопросов повлияло бы и на инвестиционную привлекательность Москвы со стороны иностранного капитала и инвесторов.



Дата публикации: 10.07.2007
© Copyright Moscow Business Times.ru: http://www.exess.ru